Исследование РБК и ВШЭ: сколько зарабатывают и тратят петербургские вузы

Много ли Петербург потеряет, если откажется от части университетов в пользу Ленобласти? По-видимому, интегральная ценность университетского рынка для города никогда не подсчитывалась, сводные данные в публикациях отсутствуют. Пробел в познаниях Петербурга о самом себе устранил Аналитический центр НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург совместно с редакцией РБК Петербург.
Данные завершенного только что исследования позволяют судить о масштабах университетской экономики, вузовских активах, вкладе студенчества в облик петербургского общества. Подсчеты петербургской «Вышки» стали отправной точкой V архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург «Петербург как суперкампус», посвященного формированию нового взгляда на город как территорию просвещения.
24 Эрмитажа или 14 Лахта-центров
По данным НИУ ВШЭ, в 80 петербургских вузах обучаются почти 300 тыс. студентов. Со студентами работают 59 тыс. сотрудников. Студенты — это почти 6% населения Петербурга, что выше чем, например, в Лондоне (4%) или в Стокгольме (5%).
При этом «рынок знаний» значительно консолидирован. Например, 10 крупнейших университетов посещает половина студентов города. Эти 10 крупнейших вузов также заняли больше половины всех университетских помещений Петербурга. Общий «пространственный фонд» петербургских вузов — 5,6 кв. км. На такой площади можно разместить, например, 24 Эрмитажа или 14 Лахта-центров, подсчитали в НИУ ВШЭ.
На 10 крупнейших по уровню заработка вузов приходится более 60% всех университетских доходов. Всего университеты в 2016 году получили 82 млрд руб. доходов. Доходы, например, петербургского бюджета в аналогичном периоде — примерно в 5 раз больше университетских.
Научная жизнь университетского Петербурга также сконцентрирована в крупнейших вузах. Доля четырех лидеров в расходах на НИОКР — ИТМО, СПбГУ, Политеха и Горного университета — в общем объеме трат на науку превышает 50%. Совокупный объем расходов на НИОКР — чуть более 11 млрд руб.
Впрочем, лидерство по одному из критериев вовсе не означает лидерства по всем. Например, Северо-Западный государственный медицинский университет имени Мечникова вместе с Горным университетом в статье «доходы» показали больше 9 млрд руб. в 2016 году (соответственно 4-е и 5-е места по доходам), при этом оба университета не попали в десятку крупнейших по численности. ИТМО замыкает десятку крупнейших университетов по площади зданий, однако по доходам ИТМО — третий.
Дешево и сердито
На фоне популярных европейских студенческих городов Петербург выглядит довольно слабо. Например, Петербург сильно уступает Лондону, Стокгольму или Барселоне по уровню привлекательности для студентов.
Как подсчитали исследователи из международного рейтингового агентства в сфере высшего образования Quacquarelli Symonds (QS), Петербург занимает 78 позицию среди лучших студенческих городов мира, тогда как Лондон находится на третьем месте, Барселона — на 23-м, Стокгольм — на 47-м, а Москва — на 39-м.
Впрочем, сильная сторона Петербурга перед другими студенческими центрами — это его относительная дешевизна. По доступности для студентов Северная столица находится на 7 месте, тогда как Барселона занимает 31-ю позицию, Москва — 48-ю, Лондон — 105-ю, Стокгольм — 125-ю.
Городки в промзонах
Показатели вузов Петербурга, рассчитанные НИУ ВШЭ, будут положены в основу проектов архитектурно-градостроительного форсайта петербургского РБК. В рамках конкурса междисциплинарным командам, состоящим из студентов-архитекторов, экономистов, инженеров и социологов, предстоит разработать комплексные модели преобразования городской университетской среды. Участники дискуссии, посвященной старту форсайта РБК Петербург, предложили некоторые альтернативы развития городских вузов.
По мнению президента холдинга RBI Эдуарда Тиктинского, Петербург мог бы совершить прорыв в качестве студенческой среды, переместив образовательные акценты из центра города в спальные районы. Кроме того, консолидация университетской активности в новых студенческих городках в черте Петербурга могла бы существенно расширить горизонты рынка недвижимости, считает девелопер. Например, нет предиката сегмента сдачи в аренду студенческого жилья.
Эдуард Тиктинский
Эдуард Тиктинский (RBI)
«Формируя новый университетский Петербург, можно исходить из нескольких моделей. Одна из самых интересных, на мой взгляд, концепций строится на идее полицентричного города. При участии государства и с определенными дотациями, Петербург мог бы обрести несколько новых привлекательных «студенческих» районов — точек притяжения для молодой активной аудитории. А значит — для создания современной инфраструктуры, креативных пространств, небольших кафе. Речь может идти о масштабных проектах реновации бывших промышленных территорий, на которых объединилось бы сразу несколько вузов», — полагает Тиктинский.
В Петербурге действительно существуют зоны, подходящие под строительство студенческих городков, согласился с мнением Тиктинского доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ, архитектор Владимир Линов. «Петербург подготовил к росту целую россыпь возможных точек, где возможно размещение, в том числе, и университетов. В частности, городские структуры озабочены развитием старой промышленной зоны. Речь даже не о зоне Обводного канала, а об огромной территории, которая с юга полукольцом охватывает исторический центр. Посреди этой зоны проходит старая грузовая железная дорога, и существуют предложения превратить ее в пассажирскую, создать своего рода наземное метро. Территории, примыкающие к железной дороге, могут быть преобразованы под размещение студенческого городка — это удобно с точки зрения инфраструктуры, транспортной доступности и функционала бывших промышленных сооружений», — полагает Линов.
Владимир Линов
Владимир Линов (кафедра архитектурного проектирования СПбГАСУ)
Однако реализация девелоперских проектов в петербургской индустрии знаний может пойти вразрез с задачами по развитию собственно образовательного процесса, отметили участники дискуссии. Не стоит, обсуждая вопрос релокации петербургских вузов из центра города, исходить из коммерческих интересов тех или иных стейкхолдеров, подчеркивает доцент кафедры финансового менеджмента и аудита университета ИТМО Екатерина Литау. «Надо тщательно взвесить, как перенос вузов будет способствовать научным свершениям. Есть ли разница, где творится наука: в центре города или за его пределами? Приоритетной в этом вопросе представляется наука и то, что способствует ее развитию, а уже затем — интересы девелопмента и инфраструктуры развлечений», говорит Литау.
Екатерина Литау
Екатерина Литау (YourStream, ИТМО)
Социально-экономическое «взвешивание» результатов университетского девелопмента, в случае реализации разных сценариев, обсуждаемых сегодня — одна из задач стартовавшего сейчас форсайта.
Справка
По данным Министерства образования и науки, в Санкт-Петербурге расположено 80 организаций высшего образования. Для расчета показателей университетского Петербурга была использована информация по 74 организациям, в том числе, 68 университетам и 6 филиалам. По форме собственности 74 организации представлены 43 государственными и 31 частными университетами (включая филиалы). Учтены университеты без специфики деятельности, а также 4 медицинских вуза, 10 университетов творческой направленности, 2 — транспортной, 1 — спортивной, 1 сельскохозяйственный университет.

В отчете использованы данные Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) Министерства образования и науки Российской Федерации. Данные собираются ежегодно в рамках проведения мониторинга эффективности организаций высшего образования.

Численность студентов — приведенный контингент студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по всем формам обучения (очной, очно- заочной (вечерней), заочной). Рассчитывается как взвешенная сумма численности студентов по каждой форме обучения, где веса соответствуют следующим значениям: для очной формы обучения 1,0; для очно-заочной (вечерней) — 0,25; для заочной — 0,1).

Объем НИОКР — общий объем средств, поступивших от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и творческих проектов за отчетный год.

Доходы университета — объем средств, поступивших за отчетный год из бюджетных и внебюджетных источников.