КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
Форсайт 2017:
«Town and gown, Петербург в поисках дисперсного кампуса»
Федор Гаврилов
руководитель архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург
В Санкт-Петербурге по разным подсчетам около 100 вузов, в ряде опросов город регулярно признается самым привлекательным в России городом для получения высшего образования. Неудивительно, что Петербург сегодня является признанным всероссийским центром образовательной миграции. В вузах Петербурга работают более 20 тыс. преподавателей, число учащихся точно не определено, но по разным подсчетам их число колеблется от 200 до 400 тыс. человек одновременно.
Также точно не просчитана, но очевидно велика роль вузов в экономике города. Яркий пример – крупные государственные вузы (СПбГУ, ИТМО, Экономический университет, Горный и тд) являются не только крупными распорядителями бюджетных средств и аттрактантами человеческого капитала, но и крупнейшими лендлордами. Так, имущественный комплекс ИТМО состоит более, чем из 40 зданий, в основном в исторической части города. В управлении СПБбГУ на 1 января 2016 года находятся 414 объектов недвижимости (67 земельных участков и 347 зданий). Этот список можно продолжать.
В поле чистом серебрится…
Таким образом, даже беглый анализ позволяет предположить, что роль вузов в жизни Петербурга, степень их влияния на динамику самых разных аспектов городской среды очень и очень значительна. Тем более тревожной кажутся сообщения о намерениях рада крупнейших учебных заведений покинуть насиженные места и развивать новые кампусы по американскому образцу на территории бывших колхозных полей в окрестностях города.
Настораживает также та легкость, с которой власти всех уровней и, прежде всего, городские «отпускают» крупнейшие университеты «на жительство» в соседний субъект РФ, видимо, в суете, не оценивая трезво масштаб и глубину разнообразных потерь, которые понесет Санкт-Петербург в случае реализации таких проектов. Причиной этой недооценки, помимо ограниченности бюрократического культурного горизонта, можно считать отсутствие сколько-нибудь внятных и открытых аналитических обобщений на предмет не только профильной или ритуальной, но реальной роли инфраструктуры высшего образования, ее человеческого капитала в развитии мегаполиса.
К сожалению, в ходе дискуссий о создании пригородных кампусов часто звучат ссылки на позитивный опыт англо-саксонских городов и вузов, при этом совершенно не учитывается наш собственный – увы, негативный. Около полувека поколения и поколения студентов физико-математических специальностей СПбГУ вынуждены ездить из города в университетский городок в Петергофе. Возможно, для своего времени (с его планами развития Ленинграда в южном направлении) и создателей (имевших опыт строительства Академгородка под Новосибирском) план строительства кампуса в Петергофе был хорош и казался обоснованным. Но по факту он не удался – петергофский кампус так и остался по преимуществу петербургской научной школой, по недоразумению удаленной на десятки километров от эпицентра городской жизни.
Город и мантия
Между тем, в зарубежной практике проблемам взаимодействия университета и города уделяется много внимания, поскольку именно на взаимодействии и строится участие университета в развитии города. Этот вопрос изучается как минимум на протяжении полувека и рассматривается с самых разных сторон. В англоязычном языковом обиходе устоялось понятие town and gown, которое дословно переводится как «город и мантия», где town определяет городское сообщество, а gown («академическая одежда», мантия) – университетское.
В практике российских мегаполисов кооперация городских властей и крупного вуза редко выходит за рамки решения текущих административно-хозяйственных, формально-ритуальных и иногда политических задач. Наш город фактически не видит в вузах практического драйвера роста – город не видит прока от «мантии». Но и сами вузы в большинстве своем не имеют специальных программ по развитию отношений с городом, в отличие от западных университетов, для которых взаимодействие с городом является одной из приоритетных задач.
О выгодах возможного взаимодействия можно говорить много. Всего лишь один пример – близость университета существенно улучшает качество жилой среды на территории, которая с вузом соседствует. Как показали исследования, проводившиеся в Москве, существует прямая зависимость между восприятием жилого района как университетского и степенью его комфорта для горожан. Чем чаще люди описывают район как университетский, тем больше позитивных характеристик они присваивают данной среде.
Торопись медленно
Расположение вузов в историческом центре Петербурга – не неудобство, а разнонаправленная ценность для всего города. Студенты – модно одеваются, отдыхают, пьют и едят, арендуют недвижимость, создают свои предприятия или нанимаются на работу по найму. Они – основа аудитории культурных проектов в городе, именно они импортируют в город актуальные тренды. В конце концов, эта динамичная, отзывчивая к новому человеческая среда создает ту уличную картинку, тот внешний фон, который, наперекор всем обстоятельствам, превращает «столичный город с областной судьбой» в европейский центр, привлекательный для туризма.
Нам кажется, что изучение практической роли университетов и университетских людей (в широком смысле этого понятия) в формировании петербургского уклада жизни представляется средством, способным если не остановить миграцию вузов в Ленобласть, то, по крайней мере, притормозить ее до момента трезвой оценки приобретений и потерь.
2017 год – смена акцента
В ходе предыдущих форсайтов РБК Петербург (а они проводятся с 2012 года) мы отдавали приоритет классическим архитектурным и градостроительным задачам. Впрочем, в состав команд последних двух конкурсов непременно входили социологи и экономисты. В 2017 году акцент сменится с градостроительства в строгом смысле на расширительное, назовем его «градоУстроительство».
Наша задача – сформировать взгляд на вузовский Петербург как на цельный слой городской инфраструктуры, как на важнейшую для города социально-экономическую сеть, которая будучи осмыслена таким образом, может послужить одним из драйверов городского роста.
О конкретных задачах
Помимо движения к общей цели, обозначенной выше, организаторы архитектурно-градостроительного форсайта РБК Петербург 2017 года ставит перед участниками вполне конкретные задачи.
Отметим, что для их решения мы планируем на первом этапе конкурса (май – август) отказаться от ставшего традиционным деления участников на команды. Сначала участники будут разделены на группы по профессиональному признаку – архитекторы, экономисты, социологи, инженеры. Каждая из групп, под руководством профильного куратора, будет решать собственную исследовательскую задачу. В финальной части форсайта (сентябрь – ноябрь) участники будут разбиты на команды во главе с кураторами-градостроителями для создания вариантов концептуальной градостроительной схемы «суперкампуса» в границах современного Петербурга.
Мы предлагаем группам участников решить следующие задачи:
1
Изучение и обновление слоя генерального плана 1985 – 2005 годов, посвященного образовательной инфраструктуре города, в части, касающейся институций высшего образования. Цель – создание на основе отрытых данных географической карты современного университетского Петербурга или, вернее, апдейт этой карты по состоянию на 2017 год.
2
Проведение углубленных опросов студентов одного из крупных вузов Петербурга и одного из формальных или неформальных «студенческих городков». Цель – выявление и описание укладов жизни современных петербургских студентов, составление актуальной социально-пространственной схемы студенческого Петербурга
3
Изучение экономики университетского Петербурга, исследование вклад вузов, их сотрудников и студентов в общегородской капитал, описание моделей потребления современного студенчества
4
На основе данных, полученных в описанных выше исследованиях, посвященных социальной, экономической и технологической морфологии студенческого Петербурга, объединенные по междисциплинарному принципу участники команд предложат свои проекты пространственного развития студенческого Петербурга, выделят существующие градостроительные лакуны, сделают предложения по их заполнению, связанные с созданием новых архитектурно-градостроительных комплексов, призванных сцементировать раздробленное пространство современного университетского Петербурга.