НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ
ДАНИИЛ ВЕРЕТЕННИКОВ
КСЕНИЯ ВЕРЕТЕННИКОВА
ПАВЕЛ ФРОЛЕНОК
ГРИГОРИЙ БАЛУЕВ
ТАТЬЯНА САВИНА
ДАРИНА АНДРЕЕВА
ТАМАРА БОТОВА
ВИКТОР КАРЕПИН

ДАНИЯР ЮСУПОВ
(куратор)
СПбГАСУ
СПбГАСУ
СПбГАСУ
СПбГАСУ
СПбГАИЖСА им.РЕПИНА
СПбГАИЖСА им.РЕПИНА
СПбГАИЖСА им.РЕПИНА
НИУ ВШЭ

«U:lab.spb»

ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ СОЗДАНИЕ ГОРОДА-СПУТНИКА В ТРАДИЦИОННОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА МОЖЕТ СТАТЬ ИНСТРУМЕНТОМ РЕШЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.
МИРОВОЙ ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЛЮБОЙ ГОРОД-СПУТНИК СОЗДАЕТСЯ ПОД ГРАДООБРАЗУЮЩИЙ ПРОЕКТ
С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ В ГОРОДАХ СКЛАДЫВАЮТСЯ СИСТЕМЫ СВЯЗАННЫХ С НИМ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ ГОРОДСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ. ВСЕ СВОЙСТВА ГОРОДСКИХ ЭКОСИСТЕМ МЫ РАЗДЕЛИЛИ НА ТРИ ГРУППЫ: КАЧЕСТВО СРЕДЫ, КАЧЕСТВО ЗАНЯТОСТИ И КАЧЕСТВО ИНФРАСТРУКТУРЫ. НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ И СМОГЛИ БЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ВСЕХ ЭТИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СТАВИТЬ СУДЬБУ НОВОГО ГОРОДА В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОДНОГО ПРОЕКТА В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ КРАЙНЕ РИСКОВАННО, К ТОМУ ЖЕ, САМИХ ЭТИХ ПРОЕКТОВ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ МЫ НЕ ВИДИМ.
ТАК МОЖНО ЛИ ДОБИТЬСЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ В ГОРОДЕ-СПУТНИКЕ, НЕ ИМЕЯ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРОЕКТА?

ВОЗМОЖНО ЛИ РЕАЛИЗОВАТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ, НЕ РИСКУЯ ПОСТРОИТЬ ОЧЕРЕДНОЙ МОНОГОРОД ИЛИ ГОРОД НА ОДНО ПОКОЛЕНИЕ, ГРАДООБРАЗУЮЩИЙ ПРОЕКТ КОТОРОГО НЕИЗБЕЖНО ТЕРЯЕТ АКТУАЛЬНОСТЬ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ?
НАШ ОТВЕТ — ДА.
И ПУТЬ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛИТ ЭТО СДЕЛАТЬ, — СОЗДАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НОВОГО КАЧЕСТВА.

1
НАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО БЕСПИЛОТНОГО ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА, УПРАВЛЯЕМОГО ЕДИНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМОЙ, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ И РАВНОМЕРНОСТЬ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО СЕТИ.

ЭТОТ ТРАНСПОРТ СОВМЕСТИТ ДОСТОИНСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА, ТАКИЕ КАК ВЫСОКАЯ ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ И НЕВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ ПОЛЬЗОВАНИЯ, С КОМФОРТОМ И МАРШРУТОНЕЗАВИСИМОСТЬЮ, ХАРАКТЕРНЫМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ.
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ НЕ НУЖДАЮТСЯ В БОЛЬШИХ ПАРКОВОЧНЫХ ПЛОЩАДЯХ, ТАК КАК НЕ ПРОСТАИВАЮТ НА ПАРКОВКЕ В ОЖИДАНИИ ОБРАТНОЙ ПОЕЗДКИ: ОНИ ПРОСТО ЕДУТ ПО СЛЕДУЮЩЕМУ ВЫЗОВУ.
ПОДОБНЫЕ СИСТЕМЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ И ТЕСТИРУЮТСЯ УЖЕ СЕЙЧАС, И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ – ЭТО ВОПРОС БЛИЖАЙШЕГО ВРЕМЕНИ.
ПРОЕКТ ПРЕДЛАГАЕТ 4 ЭТАПА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА, КОТОРЫЕ ЗАВЕРШАТСЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРИНЦИПОВ ПОВСЕМЕСТНОЙ ДОСТУПНОСТИ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ АГЛОМЕРАЦИИ.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ЭТАПЫ БУДУТ ВКЛЮЧАТЬ ЭЛЕКТРИФИКАЦИЮ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ, А ТАКЖЕ АДАПТАЦИЮ Ж/Д И МЕТРО ПОД ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТЕРРИТОРИЯ ДЛЯ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА ДОЛЖНА ОТВЕЧАТЬ НЕСКОЛЬКИМ КРИТЕРИЯМ.

ПРИНЦИП ПОВСЕМЕСТНОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ РАЗМЕЩЕНИЕ ГОРОДА-СПУТНИКА В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ АГЛОМЕРАЦИИ, НО ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ЗАТРАТ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ЛОКАЦИЯ СПУТНИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ПРИВЯЗАНА К СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ НИТИ, ВЕДУЩЕЙ К АГЛОМЕРАЦИОННОМУ ЯДРУ, ПРИ ЭТОМ ОТНОСИТЕЛЬНО СЛАБО ЗАГРУЖЕННОЙ.

ТАК БЫЛА ВЫБРАНА ТЕРРИТОРИЯ, ПРИЛЕГАЮЩАЯ К ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ МЕЖДУ КРАСНЫМ СЕЛОМ И ГАТЧИНОЙ, В РАЙОНЕ ПОСЕЛКА МЫЗА-ИВАНОВКА.
НА ОСНОВЕ НОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БУДУТ ПОЯВЛЯТЬСЯ ГОРОДА-СПУТНИКИ ТРЕХ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ТИПОВ – КЛАСТЕРНЫЕ (ПРЕДЛАГАЕМЫЙ НАМИ ПИЛОТНЫЙ ГОРОД), ЛИНЕЙНЫЕ (ВЫТЯНУТЫЕ ВДОЛЬ ЛИНЕЙНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ) И КОНТУРНЫЕ (ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ НЕСКОЛЬКО ПУНКТОВ СО СЛАБЫМ ГРАДООБРАЗУЮЩИМ ПОТЕНЦИАЛОМ В ЕДИНОЕ ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО).

2
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗА ДОСТУПНОСТИ ИЗМЕНЯТ ПРАВИЛА ИГРЫ НА РЫНКЕ ЗАНЯТОСТИ И ЖИЛЬЯ В МАСШТАБАХ РЕГИОНА.

ЖИТЕЛИ БОЛЬШЕ НЕ ВЫНУЖДЕНЫ МЕНЯТЬ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ПРИ СМЕНЕ СЕМЕЙНЫХ ИЛИ ТРУДОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. ТАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПРОС НА КАПИТАЛЬНОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ДОМОВ, НА ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ИХ СТРОИТЕЛЬСТВА.
ФОРМИРУЕТСЯ ТАКОЙ ФОРМАТ ЖИЛЬЯ, КАК РОДОВЫЕ ПОМЕСТЬЯ – СЕМЕЙНЫЕ УСАДЬБЫ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ НА КОМПАКТНОЙ ТЕРРИТОРИИ НЕСКОЛЬКО ПОКОЛЕНИЙ И СЕМЕЙ. ТАКЖЕ ПОЛУЧАЕТ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОХАУЗИНГ – ВОЗМОЖНОСТЬ СНИМАТЬ КОМНАТУ В ОБЩЕЙ КВАРТИРЕ С ТЕМИ ЛЮДЬМИ, С КОТОРЫМИ ВАС СВЯЗЫВАЮТ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ, РАБОТА ИЛИ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЭТИ И ДРУГИЕ ФОРМАТЫ ЖИЛЬЯ СТАНОВЯТСЯ ОДИНАКОВО ДОСТУПНЫ, А ЕГО СТОИМОСТЬ НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕННО ДРУГИХ ФАКТОРОВ, ТАКИХ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ.

3
ПОМЕНЯЕТСЯ И ОБРАЗ ЗАНЯТОСТИ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ 3D-ПЕЧАТИ И ДРУГИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗВОЛИТ ЖИТЕЛЯМ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЯМО НА ДОМУ; ЭТО ПРИВЕДЕТ К СОКРАЩЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА ПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЮ РЕМЕСЛЕННОГО.

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ ОСТАНЕТСЯ ЧАСТИЧНО ДИСТАНЦИОННЫМ, ОДНАКО ПОВСЕМЕСТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ СУЩЕСТВЕННО УПРОСТИТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛИЧНОГО ПРИСУТСТВИЯ И УЧАСТИЯ ЖИТЕЛЕЙ В САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ПРОЦЕССАХ И СОБЫТИЯХ.

ВОЗМОЖНОСТЬ СОВМЕЩАТЬ ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ С РАБОТОЙ, А ТАКЖЕ УДОБНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ДО СТАЦИОНАРНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ СОТРЕТ ГРАНИЦЫ ДЕЛОВЫХ И ЖИЛЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН; РАБОЧИЕ МЕСТА ВСЕ ЧАЩЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ РАСТВОРЕННЫМИ В ЖИЛОЙ СРЕДЕ, БОЛЬШОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛУЧАЮТ «ОФИСЫ В ПАРКАХ», ТО ЕСТЬ ПЕРЕДВИЖНЫЕ МОДУЛИ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ТИХИХ И ПРИЯТНЫХ МЕСТАХ. ОТМИРАЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ ФОРМАТ ДЕЛОВЫХ ЦЕНТРОВ, БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ.
ПРОЕКТ РАССЧИТАН НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ВРЕМЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ, ЕГО НЕВОЗМОЖНО ОСУЩЕСТВИТЬ ЗА ПАРУ ЛЕТ, НО ЭТО НЕ ДОЛЖНО НАС ОСТАНАВЛИВАТЬ, ЕСЛИ ЦЕЛЬ – РЕАЛИЗАЦИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО И КОМФОРТНОГО БУДУЩЕГО.